Тропики на подоконнике
Выращивание тропических растений в нетропическом климате
ЗОО клуб Каталог Статьи Карта сайта Поиск О нас Контакт Аквариум TopTropicals.com

Тропики на подоконнике
Выращивание тропических растений в нетропическом климате

ЗОО клуб
Каталог
Статьи
Карта сайта
Поиск
О нас
Контакт
Аквариум
TopTropicals.com

Тропики /Статьи / Путешествия

Путешествие по Стамбулу с чаем и кошками. Часть третья


Не забывайте кликнуть по фото для его увеличения

автор: Александра Бутова

 

Если ты убил кошку - построй мечеть во искупление своего греха. Только тогда бог, может быть, простит тебя

Старинный турецкий закон, ставший поговоркой

9. Галатские встречи

Марко все таки разрешил себя погладить,
всем своим видом говоря:
"Ладно уж, все-таки, я вежливый стамбулец,
хотя и очень занятой"

Марко снисходителен к мальчишеским
проказам, мыльными пузырями
его не напугаешь

Кому-то мыльные пузыри в радость,
а кому-то - нафотографировать побольше

А этим малышам не до кота, у них своя разборка

Покинув смотровую площадку Галатской башни, мы спустились вниз. Мне надо было разыскать Рыжего Марко и передать ему привет от кошки Рокси. Впрочем, долго разыскивать его не пришлось.

Галата кулеси окружена небольшим круглым двориком, на котором установлены скамейки, чтобы можно было посидеть и отдохнуть, и конечно же, есть кафе, где можно посидеть уже более основательно и отдохнуть более капитально, вкусно поев и попив чего душа пожелает.

Ну до чего ж красив, этот Рыжий Марко!
Я по жизни так неравнодушна
именно к рыжим котам..

Марко очень понравился маленькой девочке,
и она отправилась за ним

Котик, не уходи!

Надо проверить, как там себя ведет молодежь?

Происпектировав парней, Марко отправился к
студенткам - симпатичные девчонки!

И нежадные - угостили, проявили уважение

Двор был заполнен народом. Причем, здесь были не только туристы, но и турки, приехавшие в столицу из провинции. Много было молодежи, скорее всего студентов, а также родителей с маленькими детьми.

Красивый рыжий кот с белыми животиком и лапками, яркими янтарными глазами, щедро наделенный чувством собственного достоинства, появился из-за столиков кафе и начал важно прогуливаться по дворику, обходя всех и вся. Марко - а это был он - был настолько деловит и озабочен, что на долгие разговоры с посторонними, даже приехавшими, как я, из далекого далека, не отвлекался. Подошел, сел рядом в позе священной египетской кошки, выслушал переданные приветы и мои излияния по поводу его ума и красоты, и пошел дальше, следить за порядком на вверенной ему территории.

Простившись с башней и ее Хозяином, мы двинулись вниз пешком - возвращаться на фуникулер-тунель не хотелось. По дороге, заполненной народом, мы повстречались с разными интересными личностями, и человеческими, и кошачьими.

Вот из дверей магазина, в котором продают женскую одежду, к нам вышел пушистый двухцветный кот. Он с усталым видом растянулся на мягкой подстилке, приготовленной с наружней стороны витрины явно для него. За ним тут же вышли мужчина и женщина - совсем молодые ребята. Как оказалось, это были хозяин магазина и продавщица.

Тут сделаю небольшое отступление. В Стамбуле в основном работают мужчины, по крайней мере, в сфере обслуживания. Женщины, особенно замужние, чаще всего, сидят дома, занимаясь детьми и хозяйством. За время моего пребывания в Турции, мне встретилась только одна работающая в ювелирном салоне дама, и та оказалась его хозяйкой. Однако в магазинах, связанных с примеркой женской одежды, белья и прочих вещей, требующих "интимного" прикоснования к покупательницам, обязательно есть продавщицы-женщины, иначе неловко будут чувствовать себя и продавец, и клиентки. Так было и в этом магазине.

 

Кот был настолько великоклепен, что я тут же попросила разрешения сфотографировать его. Хозяин, естественно, разрешил, принес непременного чаю, и мы разговорились. Я узнала, что кота зовут Косьма (ну совсем наш русский Кузьма!), что он обожает подглядывать за дамами, когда те примеряют одежду и иногда даже высказывает свое одобрение (трется об ноги женщины) или возмущение (дергает хвостом и выходит из примерочной).

На "работу" приходит вместе с хозяином, который живет неподалеку, а уходит, когда ему самому вздумается - ну, само собой, кто б сомневался! А еще Косьма не ест современный кошачий корм, а требует натурального мяса или "пти-иичку".. "Вi-i-ird" - по-английски протянул парень, и, заснувший было Косьма, тут же приоткрыл свой "сторожевой" глаз. "Наглая твоя морда", - сказала я ему по-русски, погладила еще раз, и мы расстались.

Кот и чашка чая - истинные символы Стамбула

 

А вот еще один представитель кошачьего роду-племени. Он наглядно проиллюстрировал пример социального неравнества, которое существует, оказывается, и в животном мире. По крайней мере, в такой цивилизации, как кошачья.

Сам он парень мастеровой, занимается автосервисом. Ну, соответственно, грязен немного - а как в автомастерской не испачкаешься? Одному механику поможешь, другому, так к концу рабочего дня глядишь - и белая шерстка вся в пятнах. А машинное масло и всякую там смазку и солярку так сразу и не отмоешь..

Дама, которой наш автомеханик отдал свое котовое сердце - владелица магазина "Оптика". Если бы вы ее видели! Сфотографировать себя она не позволила, мявкнула сквозь зубы: "Слишком много чести" и "Понаехали тут разные, с Севера!" Снобка эдакая! Но красива и ухожена - настоящая леди: гладкая шелковая шерстка, в основном, белая, только между ушками кокетливо красовался серовато-рыжеватый крапчатый беретик, а на спинке - такого же цвета накидка. Прозрачные, очень светло-желтые глаза смотрели серьезно и несколько надменно. На шее у нее был надет ошейник, весь украшенный синими оберегами-назарами (см. первую часть, глава Про старинные амулеты и волшебную травку), который смотрелся на ней как самое настоящее колье.

Поставив меня на место, она фыркнула на беднягу автомеханика, пожиравшего ее влюбленным взглядом, а заодно и на молоденькую черную кошечку, которая сидела в кошачьей корзинке у входа в магазин, после чего изящно переступая лапками по стеклянному прилавку (так и казалось, что идет на каблучках-шпильках!) удалилась в подсобку.

- Игнорирует? - спросила я кота.

- Не то слово! А я ее так люблю, не представляешь.. Но у меня нет шансов, ты ведь видела, какая она важная и богатая. А я кто?

- Брось убиваться! - мне стало жалко бедолагу - Ты красивый парень, не бездельник, не глупый. Ты обязательно встретишь настоящую любовь и будешь счастливым и любимым. А эта красавица пусть себе и дальше воображает.

 

В правом нижнем углу видна леопардовая
корзиночка с черной киской

 

Мы погладились, и он поплелся вверх по улице. Маленькая брюнеточка печально смотрела ему вслед, не смея выйти из магазина и проводить. Вот такая love story..

А мы пошли дальше, встречая новые лица и новые хвосты - продавца жареных каштанов и знаменитых стамбульских бубликов с кунжутом, очень вкусных и ужасно сытных; мы спускались по лестнице, ведущей вверх, и здоровались с галатскими кошками, которых кормили люди прямо на улице.. Прощай, Галата! Частица моего сердца осталась с тобой.

 

 

10. "Любовь к кошкам - часть нашей веры.."

Все, кто побывал в Стамбуле, отмечают то огромное количество котов и кошек, которое населяет этот город. Но дело даже не в количестве хвостатых, а в отношении к ним стамбульцев. У них нет понятия "бездомные" или "уличные" кошки. Такие кошки называются здесь общественными, и каждый горожанин ответственен за их здоровье и благополучие.

В принципе, стамбульцы вообще любят животных. Даже к собакам, которые в мусульманских странах считаются животными нечистыми, здесь относятся по-доброму: их кормят и не прогоняют даже из самых публичных мест. Конечно, по сравнению с кошками, их количество никак нельзя назвать огромным, но все-таки никаких особых гонений они не испытывают. У многих горожан есть домашние собаки, и грехом это не считается.

Вот они, стамбульские собаки: одному хорошо дремать на солнышке у ограды Галата кулеси а вот за ограду Рыжий Марко его не пускает. На газоне у офисного здания в Эминёню собаки тоже чувствуют себя как дома. Под пальмой на площади Султанахмет сон особенно сладок. А этот пес - настоящий дорожный полицейский, он любит сторожить светофор на перекрестке возле вокзала Сикреджи Вот этот самый светофор, где кумушки стоят.

 

На Востоке особое отношение к кошкам зародилось еще в глубокой древности. Их особенно почитали в Древнем Египте, где они считались священными воплощениями лунной богини Баст, которую изображили в виде женщины с кошачьей головой. Баст была богиней женской красоты, молодости, радости и сексуальности; она дарила любовь и чувственные удовольствия, покровительствовала музыкантам и танцорам, отвечала за домашний уют, была символом плодородия и охраняла рожениц.

Египетские кошки были членами семьи, к ним относились с особым почтением. После их смерти хозяева сбривали себе брови в знак траура. Кошек мумифицировали и хоронили на специальных кладбищах. Даже фараоны приносили жертвоприношения в честь кошек. Убившего кошку приговаривали к смертной казни. Черная кошка была символом целительства, ее изображение можно было увидеть на доме, где жил врач. Не менее почтительным было отношение к кошкам и у персов-зароастрицев. Они также считали убийство кошки серьезным преступлением, хотя и не карали за него смертной казнью, как в Египте.

Они прошли с нами от пирамид
до компьютеров, но так и
остались неразгаданными

Национальной кошкой Японии считается японский
бобтейл - его куцый хвост напоминает эмблему
императорского дома хризантему-кику

 

Кот по имени Мистер Барси из Флориды -
прекрасный охотник на змей

У начальника карантинной службы
пассажирского порта Эминёню Ахмета-ага
послеобеденная сиеста

Но дежурный инспектор карантинной
службы всегда на боевом пост

Поскольку кошка по своей природе - животное ночное, ее считали также владычицей ночи. Удивительную способность выживать в ситуациях, когда другие животные и даже люди погибали, стали приписывать особым магическим свойствам, присущим кошкам, их даже считали посланниками далеких звезд. Кошек ценили за способность видеть духов и защищать от злых сущностей, излечивать от болезней, а так же за их непостижимую интуицию.

Обожествление кошек в той или иной форме свойственно многим религиям. Считается, что кошку впервые одомашнили в Северной Африке, однако страны Дальнего Востока оспаривают древность происхождения домашних кошек.

В древнем Китае уважали независимость кошек, их самодостаточность, умение видеть в темноте. Способность кошек медитировать, полностью погрузившись в себя, поднимала их в глазах китайцев на самый высокий уровень духовного развития.

Одно из изображений богини Баст

В Китае фигурки, изображающие кошек, использовались в качестве талисманов, отгоняющих демонов и крыс.

В буддистских храмах по всей Азии кошек держали для истребления мышей и других грызунов. Считается, что сиамские и тайские (не путайте, это разные породы!) кошки происходят именно от этих храмовых животных. В Таиланде  членов королевской семьи традиционно хоронили вместе с их кошками. Еще в двадцатых годах ХХ века кошка, олицетворявшая душу усопшего короля, участвовала в коронации нового монарха, чтобы умерший мог увидеть церемонию восхождения на трон своего преемника.

По преданию, в Японии кошки появились в десятый день пятого месяца 999 года, когда один китайский чиновник преподнес императору Итидзё белую кошку с очень коротким пушистым хвостиком, похожим на помпончик или цветок. Вскоре в императорском дворце Киото у нее родились пятеро котят, и это стало началом процветания Японии.

В Японии существовала традиция хоронить умершую кошку в храме, который посещал хозяин или рядом с ним. В тот же день на алтарь храма приносили ее изображение, скульптурное или нарисованное. Это обеспечивало хозяину кошки спокойствие и благополучие на всю жизнь.

Сегодня в Японии статуэтка кошки с поднятой, словно манящей лапой, символизирует счастье и процветание. Ее называют Манэки-нэко, Манящая Кошка. Моряки считают фигурки кошек талисманом, спасающим от штормов в океане, они берут их с собой, отправляясь в плавание.

После того, как древние культуры Ближнего и Среднего Востока, а также Северной Африки сменил ислам, отношение общества к кошкам не только не изменилось, но и в каком-то смысле еще более упрочилось. Отношение мусульман к животным четко определено: "Аллах проявляет свою доброту и любовь к тем, кто доброжелательно и милосердно относяится ко всем его созданиям". В Коране прописаны характеристики почти каждого животного, вплоть до муравья. Во многом основанием для этих характеристик было поведение животных во время путешествия на Ковчеге после всемирного потопа, когда праведник Нух (он же библейский Ной) спас, как известно, "каждой твари по паре", чтобы жизнь на Земле могла продолжиться после этого катаклизма.

Совершенно особое место в животной иерархии занимают кошки. Прописаны три основных постулата того, как правоверный мусульманин должен относиться к ним.

Осталось множество свидетельств, рассказывающих о любви пророка Мохаммеда к кошкам вообще, а особенно к своей любимице, кошке Муэцце, которой он был обязан жизнью. Вот как рассказывал об этом случае сподвижник и друг Мохаммеда по имени Абу Хурайра. Такое прозвище, которое по-арабски означает "отец котят", дал этому человеку сам пророк за то, что он помог выходить и выкормить многих, оставшихся без матери, котят. Именно Абу Хурайра положил начало мусульманской традиции, разрешающей кошкам жить в мечетях.

Старинная миниатюра, изображающая Муэццу

Современная Муэцца. Она живет в храме-музее Айя София.
Ее лобик украшает элегантная литера "М"

Муэцца отвернулась - не любит
слепящих вспышек фотокамеры

Храм Священной Мудрости, Айя София, построенный
в VI веке, был православным собором.
Уникальные мозаичные изображения девы Марии,
Иисуса и святых бережно сохраняются в нем до сих пор

Став во времена Оттоманской империии главной
мечетью Стамбула, Айя София была украшена
именами пророка и его сподвижников,
выполненными арабской вязью

Голубая мечеть

Эти светильники словно сошли со страниц "1001 ночи"

Мой шелковый платок

 

Итак, история, рассказанная этим кошачьим защитником, повествует:

"Однажды ядовитая змея заползла в рукав халата пророка и никак не хотела покидать теплое место. Вытаскивать змею насильно было опасно, ведь она могла укусить Мохаммеда. Тогда на помощь пришла Муэцца. Она упросила змею высунуть из рукава хотя бы голову, чтобы они могли обсудить, на каких условиях та согласится покинуть одежду пророка. В конце концов змея поддалась на уговоры и высунулась из рукава. Муэцца тут же схватила ее и унесла в сад. Дальнейшая участь змеи оказалась печальной.."

Мохаммед мог пить воду, которую уже пила кошка и совершал ритуальное омовение перед молитвой этой водой. "Любовь к кошкам - часть нашей веры", - провозглашал пророк.

Мусульмане считают, что буква "М", которую образуют темные полоски на лбу многих кошек, появилась от того, что пророк часто гладил свою Муэццу по ее умному лобику. А от поглаживания ее по спинке, всем кошкам досталась способность никогда не падать на спину, всегда переворачиваясь при падении на все четыре лапы.

Кстати, ранние христане считали, что кошачье "М" является символом девы Марии, и что сама божья матерь покровительствует этим животным. Однако впоследствие это было признано ересью, и на кострах, пылавших по всей средневековой Европе, мракобесы тысячами сжигали не только людей, но и кошек, обвиненных в колдовстве.

Инквизиция считала, что после смерти ведьма превращается в кошку, а у кошки, как известно, девять жизней. Поэтому, чем больше будет истреблено кошек, тем меньше шансов останется у ведьм для нового возрождения. Итог был печален: засилье крыс и других переносчиков чумы, которых стало некому уничтожать, привело к возникновению эпидемий этой смертельной белезни, от которых буквально вымирали целые европейские города.

Я не идеализирую ислам. Я категорически против любого проиявления расизма, нацизма и религиозного фанатизма.

И очень жаль, что философский спор между мусульманами-шиитами и мусульманами-суннитами превратился в такой оголтелый фанатизм, что сегодня при слове "ислам" люди прежде всего вспоминают террор, разрушения и полный беспредел.

И очень жаль, что христианство - религия, провозглашающая, что Бог есть Любовь, запятнала свою историю страницами, за которые стыдно до сих пор, несмотря на все извинения, принесенные современными первосвященниками.

Как говорил "злой барин" русской классической литературы, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин: "Идеи святы, да и исполнители - лихие супостаты".. С этим невозможно не согласиться, это верно для любой идеи, от религиозной, до политической.

Но вернемся в Стамбул. Как известно, лучше всего приживаются традиции и обычаи, имеющие практическое значение. В этот крупный порт заходили торговые суда из многих стран. Мыши и крысы - этот нештатный экипаж любого судна - переберались по швартовым канатам с судов на берег и с берега на суда. Они не только портили зерно и другие продукты, они были переносчиками чумы, туляремии и других ужасных инфекционных заболеваний, от которых в то время не было иного спасения, кроме молитвы.

С античных времен в арабской и турецкой культуре, в отличие от европейской, особое значение придавалось чистоте. У них были, пусть несколько примитивные, водопровод и канализация, "водяной домик" - предвестник ватерклозета, а турецкая баня-хамам и сегодня не потеряла своего значения, она сих пор доставляет людям массу удовольствия и пользы. Однако все это не спасало в полной мере от заразы, распространяемой крысами. Спасителями оказались кошки - первая санитарно-карантинная служба стамбульского порта. Неутомимые охотники, они активно расправлялись с полчищами опасных грызунов, вызывая еще большую любовь и уважение людей.

Сегодня, даже на самых современных судах, во время стоянки в порту на швартовые канаты надевают круглые металлические пластины диаметром 30-40 см, которые препятствуют попаданию крыс с берега на судно. Если верить морским байкам, эту идею когда-то подсказал людям один умный портовый кот-крысолов. Он устраивался на канате неподалеку от берега и караулил, когда по нему побежит крыса, затем кидался на нее, прокусывал горло и сбрасывал в воду, а сам ловко спрыгивал на береговой кнехт.

11. Выходной день на площади Султанахмет

Айя София

Вороны - заядлые кумушки, сплетничают у
Айя Софии. Им сверху видно все..

В одном из многочисленных магазинов керамики

Ковры, килимы и ковровые сумки продавались
прямо возле нашего отеля

 

Выходной день. Сердце Старого города, площадь Султанахмет, полна народа. Сюда приходят семьями, посещают мечети и кафе, гуляют, кормят кошек, делают покупки - оба неповторимых стамбульских базара, Капали Чарши (Большой базар) и Мисир Чаршиси (Базар пряностей) расположены совсем недалеко. Тут же бродят толпы вездесущих туристов. В общем, обычный выходной день, жаль только, что погода немного испортилась.

Площадь с красивым сквером и фонтаном раскинулась между двумя основными достопримечательностями Стамбула, ставшими ее символами: храмом-музеем Айя София и действующей мечетью Султанахмет, давшей название всей площади. Впрочем, последняя во всем мире более известна под названием "Голубая мечеть" - из-за изумительной бесценной мозаики, украшающей ее внутренние стены, выполненной из двадцати одной тысячи керамических плиток, покрытых голубой росписью. Голубая мечеть - действующий храм, поэтому вход в нее ограничен расписанием служб.

 

Но про эти всемирные известности я рассказывать не буду. Так же, как не буду описывать неповторимость восточных базров - по той простой причине, что до базаров я так и не дошла. Ну не мое это - шоппинг, тем более при таком скоплении народа.

Конечно же, я купила пару великолепных кофейных чашечек и пиалок - турецкая керамика меня просто покорила. Но керамика здесь продается во многих местах, на большие базары идти необязательно. А красивый платок, сделанный из тончайшего и нежнейшего шелка, я купила именно здесь, в магазине на площади Султанахмет.

Платок был сделан в Бурсе - городе, расположенном на северо-западе страны. Бурса является центром текстильной промышленности Турции. Когда-то через этот город проходил Великий шелковый путь, и еще с византийских времен здесь находился один из крупнейших шелковых базаров.

С 1326 по 1365 Бурса была столицей Оттоманской империи. В то время название города произносили Бурса Хюдавендигар - Бурса-Подарок богов.

Сейчас, несмотря на то, что Бурса является одним из самых индустриальных городов Турции, ее называют Ёшиль Бурса - Зеленая Бурса - за огромное количество садов и парков, зелеными нитями пронизывающими городские улицы. Со всех сторон Бурсу окружают густые смешаные леса, в которых произрастает большое количество съедобных каштанов (Castanea sativa). Неудивительно, что именно здесь производится самый большой ассортимент такого излюбленного в Турции, Франции и Италии деликатеса, как каштаны в сиропе и каштаны, глазированные шоколадом.

Есть в Бурсе и термальные источники, целебная вода которых с античных времен используется в терапевтических целях.

А теперь погуляем по площади, посмотрим на людей и кошек:

 

Памятник Халиде Эдип Адивар, писательнице,
лидеру национального и феминистического
движения Турции

В сквере, расположенном на улице Диван Ёлу джадеси, что находится напротив площади Султанахмет, стоит небольшой памятник. Сначала я не обратила на него внимания, в потом увидела, что памятник посвящен женщине и удивилась. Как бы далеко не зашел прогресс в современной Турции, роль женщины здесь, все-таки, во многом ограничена традиционным восточным укладом.

Халиде Эдип в молодые годы

Кем же была эта, неизвестная мне турчанка, которая удостоилась памятника в самом центре столицы?

Халиде Эдип родилась в 1884 году, в богатой и высокопоставленной семье - ее отец был личным секретарем султана Абдулхамида II. Образование девочки, хотя и полученное дома, было прекрасным: она изучала европейскую и турецкую литературу, историю религии, философию, социологию, знала английский, французский и арабский языки, играла на фортепиано.

Дом отца Халиде был одним из центров интеллектуальной жизни Константинополя, так что с раннего возраста девочка находилась в центре культурной жизни города. Красивая, любознательная, обладающая острым умом она не только впитывала в себя все услышанное в доме, но и анализировала полученную информацию.

Научившись греческому языку от соседских детей, она некоторое время посещала греческую школу, а затем поступила в американский колледж для девушек, который окончила в 1901 году.

После окончания колледжа Халиде вышла замуж за профессора математики и астрономии Салиха Зеки, от брака с которым у нее родилось два сына. Однако молодая женщина не ограничила свою жизнь ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей, а активно включилась в общественную жизнь столицы.

Она писала статьи о статусе женщин и их образовании, которые печатались в наиболее прогрессивных газетах того времени. В 1909 году Халиде Эдип опубликовала свой первый роман. Министерство образования заинтересовалось ее идеями, и ей было предложено возглавить комиссию по реформам в женских школах столицы. Вместе с единомышленниками она добилась изменения методов обучения, ввела в школьные программы изучение истории, этики и основ педагогики.

В 1910 году Халиде развелась. Причиной неладов с мужем стало его желание взять себе вторую жену, вызвавшее у свободолюбивой, прогрессивно настроенной женщины категорическое несогласие. После развода дом Халиде Эдип стал интеллектуальным салоном Константинополя. Особенно привлекали ее идеи национального возрождения, пропагандируемые движением "Турецкое сердце", она стала первым женщиной-членом этой организации.

Непримиримая феминистка, она, однако, снова выходит замуж. Ее избранником стал доктор Аднау Адивар. Супруги, друзья и единомышленники, они вместе прожили трудные годы борьбы за независимость, прогресс и становление новой Турции, а затем отправились в Европу.

В 60-е годы ХХ века в баре "Pudding shop"
собирались хиппи со всего мир

Все это время Халиде Эдип не переставала писать. В 1922 году вышел один из самых известных ее романов, "Дочь Смирны". С 1925 по 1938 годы Халиде Эдип читает лекции в Париже, Лондоне, США и Индии. После возвращения на родину, в 1939 году, Халиде становится профессором английской литературы в Стамбульском университете, а в 1950 года ее избирают членом Парламента Турецкой Республики. Умерла Халиде Эдип Адивар в январе 1964 года, в возрасте 80 лет.

Халиде Эдип Адивар написала одиннадцать романов, три тома мемуаров и несколько публицистических сборников, в которых она анализирует турецкую действительность: "Турция лицом к Западу", "Конфликт Востока и Запада в Турции" и другие. В своих романах она описывает низкий социальный статус турецких женщин, их пассивность и нежелание изменить свое положение к лучшему.

Плоды мушмулы (Eriobotrya japonica) за зиму
созреть так и не успели
- холодно было

По ее лучшим произведениям были поставлены кинофильмы и сняты телесериалы. Сама Халиде Эдип была выведена в качестве персонажа в нескольких художественных фильмах, в том числе в сериале "Хроники молодого Индианы Джонса", поставленном Джорджем Лукасом в 1993-1996 годах.

Площадь Султанахмет оставила у меня ощущение праздника, непрекращающегося круговорота жизни, в котором органично смешались Восток и Запад, вчера и сегодня, люди и кошки. Здесь можно заглянуть в литературное кафе и послушать пряные турецкие стихи, которые звучат словно музыка, передавая чувства, не нуждающиеся в переводе. Здесь можно пойти на настоящий восточный базар, посмотреть на груды золотых изделий, ковров, сладостей и специй, потолкаться, поторговаться и что-нибудь купить. Здесь можно пойти посмотреть шоу, где пышногрудые крутобедрые красавицы исполняют танец живота так же, как это делали их предшественницы при дворах знатных вельмож, и сто, и двести, и триста лет назад. Как и в концертном зале вокзала Сиркеджи, здесь можно пойти в культурный центр и послушать ритуальные песни дервишей, посмотреть на их завораживающее круженье, уносящее за собой в межзвездные дали. А потом, чтобы как-то примириться с внезапно обрушевшейся на вас действительностью, пойти и поговорить с кошками..

12. Босфор

Вот он, Босфор..

Подходя к концу своего затянувшегося рассказа, не могу не упомянуть главную водную авеню-джадеси этого удивительного города - Босфор. Пролив соединяет Черное море с Мраморным, которое, как и Черное - море внутренее, а из него уже, через пролив Дарданеллы, открывается выход в Эгейское море и, следовательно, на все Средиземноморье. Босфор и Дарданеллы имеют общее навигационной название "Турецкие проливы".

"Босфор" слово греческое, означает "Оксфорд", то-есть, прошу прощения за лингвистический каламбур, "коровий брод". Согласно сюжета античного мифа, Зевс превратил одну из своих тайных возлюбленных по имени Ио в молодую белую корову, чтобы таким образом спрятать ее от гнева ревнивой Геры. Однако от Геры не укрылись проделки мужа, и она наслала на Ио-корову злого овода, который загнал бедолагу в пролив и, безжалостно жаля, гонял ее туда-сюда, от Черного моря до Мраморного, чуть не доведя до безумия.

С трудом удалось бедной Ио вырваться из пролива, переплыть через Мраморное море и попасть в Средиземное. Преодоление бескрайних просторов этого огромного моря стало не под силу оводу, и он оставил женщину в покое. Однако Ио еще долгое время кружила, приходя в себя, по тому водному пространству, которое в ее честь носит сегодня название Ионического моря. Позднее Ио удалось доплыть до Египта, где ей был возвращен человеческий облик.

Сами турки называют свой пролив просто: Истанбул Богази - Стамбульский пролив. Протяженность Босфора - 31 километр, это расстояние рассчитывается от маяков Румели и Анадолу на севере до маяков Ахиркапи и Кадикёй на юге, а наибольшая ширина пролива составляет 3329 метров. С развитием морского судоходства использование пролива стало приобретать все большее значение: за проход через него начали брать плату, что значительно пополняло турецкую казну. Впрочем, и сегодня транзитный проход судна через Турецкие проливы, как, впрочем, и любые другие проливы и каналы, дело не дешевое. Нужно заплатить целую кучу специальных сборов, включая канальный и санитарный сборы, сбор за лоцманскую проводку, за якорную стоянку, если приходится ожидать своей очереди, за агентское обслуживание и еще, и еще... В основном, размер сборов расчитывается от размеров судна в так называемых нетто-регистровых тоннах. Чем больше судно, тем дороже. А куда денешься? Другого входа/выхода из Черного моря нет.

В местах, где металась, спасаясь от овода, несчастная Ио, теперь медленно и важно проходят вот такие красавцы:

Кроме навигационного, Босфор имел и огромное военно-стратегические значение, важность которого правители Оттоманской империи поняли еще до захвата Константинополя. Прежде, чем пойти на штурм города, султан Мехмет II Завоеватель приказал на входе в пролив со стороны Черного моря построить на европейском берегу хорошо укрепленный форт. Строительство этой уникальной крепости было произведено в кратчайшие сроки - за один год, с 1451 по 1452 гг.

Румели-хисари, так назвали форт, расположен на самом узком месте пролива - до соседнего берега здесь всего 660 метров.

Крепость имела три основных входа в центральную башню и два потайных хода, один из которых вел в арсенал, где хранились оружие и боеприпасы, а второй - в погреба с запасом продуктов, располагавшиеся в южной башне. На территории крепости были построены деревянные дома для солдат, принимавших участие в строительстве форта, а также маленькая мечеть, от которой до нашего времени сохранился только минарет.

Вода хранилась в большой цистерне, расположенной под мечетью, откуда подавалась по трем, вделанным в стены, водопроводам фонтанного типа.

В крепости размещался отряд, состоящий из 400 янычар, а основная башня, расположенная наиболее близко к береговой линии, была оснащена крупнокалиберными пушками.

Первоначально крепость назвали Богазкесен, что дословно означает "перерезающая пролив". Однако название это имело двойной смысл: по-турецки слово "богаз" означает не только "пролив", но и "глотка". Впоследствие, однако, столь мрачное двусмысленное название заменили на Румели-хисари, что переводится как "Римская (то-есть, европейская) крепость".

В 1953 году, указом президента Турции, были расселены окрестные дома и начаты обширные реставрационные работы по восстановлению этого исторического памятника, которые были окончены в 1958 году. С 1960 года Румели-хисари является музеем и, одновременно, театром под открытым небом. В летние месяцы здесь проходят различные концерты и фестивали.

Если Румели-хисари выглядит величественно
и мрачновато, то этот форт действительно
Гюзельдже-хисар, Красивая крепость

К началу постройки Румели-хисари, на противоположном, азиатском берегу пролива уже стояла Анадолу-хисари - Анатолийская крепость, построенная в 1393-1394 годах по распоряжению султана Баязета I. "Удар молнии" - так называл ее султан - был частью военной стратегии при подготовке к осаде Константинополя оттоманскими войсками.

Крепость эта представляла собой сторожевой форт. Основная квадратная башня, высота которой составляет 25 метров, расположена внутри крепостной стены, имеющей форму неправильного пятиугольника. На угловых соединениях возвышаются пять небольших сторожевых башен. В старинных документах форт именовался Гюзельдже-хисар - Красивая крепость.

Пришедший к власти после Баязета I, султан Мехмет II приказал усилить крепость. Была достроены еще одна стена, толщиной около двух метров и три дополнительных сторожевых башни. Площади складских помещений и жилых построек были увеличены. Румели-хисари и Анадолу-хисари, расположенные напротив друг друга в узкой горловине пролива, давали Оттоманской империи полный контроль над передвижением морских судов по Босфору. Помимо своей военной значимости, этот форпост контролировал всю генуэзскую торговлю с черноморскими колониями в Каффе (Феодосия), Пантикапее (Керчи), Синопе и Амасре.

После взятия Константинополя, крепость Анадолу-хисари использовалась в качестве тюрьмы, в которой содержали военных преступников. Из-за многочисленных поздних перестроек, Анадолу-хисари не может считаться полностью сохранившей свой исторический внешний облик, однако она является самым древним архитектурным сооружением Стамбула.

В 1991-1993 годах была произведена реконструкция этой старинной крепости. Сейчас этот небольшой форт с деревянными домами, стоящими рядом, которые словно прилепились к его древним стенам, выглядит очень красиво. Он имеет статус исторической достопримечательности, но для посещения остается закрытым.

 

Первый Босфорский мост

Второй Босфорский мост. Движение по этому мосту платное

Между европейской и азиатской стороной Стамбула ходит множество паромов. Кроме того их соединяют два моста. Это поистине величественные сооружения. Постройка первого, который так и называется - "Босфорский мост", была закончена в 1973 году.

Его длина составляет 1074 метра; на момент завершения его строительства, это был четвертый по протяженности мост в мире и самый длинный за пределами США. Но все меняется в нашем быстро меняющемся мире, и на сегодняшний день он занимает лишь 21-е место.

Ввод этого моста в эксплуатацию был приурочен к 50-летию Турецкой Республики. Босфорский мост имеет цветную подсветку, которая в ночное время озаряет окрестности всеми цветами радуги.

 

Второй Босфорский мост носит официальное имя "Мост Фатих султан Мехмет". Он назван так в честь султана Мехмета II Завоевателя, который отбил Константинополь у византийских императоров, вызвав падение Византии, и тем самым положил начало многовекового господства Великой Оттоманской империи во всем регионе. Мост был построен в 1988 году, он расположен севернее первого и является крупной транс-европейской транспортной магистралью. В этом году должно начаться строительство третьего моста, открытие которого планируется на 2015 год. Местом его расположения избрана самая северная часть Босфора. Предполагается, что он соединит между собой автострады, идущие вдоль Мраморного и Черного морей.

Ну, а между мостами и берегами живут люди. На европейском берегу дома более роскошные и яхт побольше, на азиатском - все несколько проще, но вместе эти живописные места и создают неповторимый облик современного Стамбула. И на обоих берегах, то тут, то там можно увидеть не просто красивые здания, но и настоящие архитектурные шедевры.

 

 

Основное здание дворца Долмабахче

На берегу соседствующего с Галатой района Бешикташ стоит дворец Долмабахче, построенный в 1843-1856 годах по велению тридцать первого султана Абдулмеджида I.

В этом дворце воплощено все великолепие, которое описывается в старинных арабских сказках - по окончанию строительства его стоимость оценивалась в пять миллионов золотых турецких монет, что являлось экивалентом 35 тонн золота! Четырнадцать тонн сусального золота пошло на отделку потолков, занимающих площадь 45000 квадратных метров. Общая же площадь всех построек и прилегающей дворцовой территории занимает 110000 кв.метров.

Дворец украшает самая большая в мире люстра, выполненная из богемского хрусталя - подарок английской королевы Виктории. Она состоит из 750 лампочек и весит четыре с половиной тонны. Дворец окружает великолепный сад, собственно и давший ему название: дословно Долмабахче означает "Заполнивший собою сад".

Левое крыло дворца

Дворец Кючюксу касри

От момента завершения строительства дворца Долмабахче и до отмены Великого Халифата в 1924 году, в нем жили шесть правящих султанов. Затем дворец был передан во владение вновь созданной Турецкой Республике. Мустафа Кемаль Ататюрк, ее основатель и первый президент, работал во дворце в летнее время года. Здесь же, так и не оправившись после тяжелой болезни, он жил до самой своей смерти, наступившей в 1938 году.

Неподалеку от дворца Долмабахче находится мечеть Ортакёй или Большая императорская мечеть султана Абдулмеджида. Перестроенная в 1856 году из старой мечети по проекту придворных архитекторов армянского происхождения по фамилии Балян, она являлет собой весьма оригинальный образец ориентального нео-барокко.

Мечеть Ортакёй

Кроме своего неповторимого внешнего облика, эта мечеть примечательна тем, что выполненные золотой арабской вязью цитаты из корана, украшающие ее внутренее помещение, сделаны руками самого султана Абдулмеджида, который был прекрасным хаттатом - мастером каллиграфии.

В небольшом летнем дворце-павильоне Кючюксу касри, расположенном на азиатском берегу между Анадолу- хисари и Вторым Босфорским мостом, султаны отдыхали во время поездок по стране или после охоты.

Во времена Турецкой Республики здание стало использоваться в качестве гостевой резиденции для важных иностранных персон. Однако, после реконструкции, произведенной в 1944 году, дворец стал музеем и был открыт для широкой публики.

Эта компактный дворец несколько раз снимался в кино, в том числе, в одном из фильмов о Джеймсе Бонде "Всего мира мало" (The World Is Not Enough) и в шпионском блокбастере, снятом в индийском Болливуде, "Жил-был Тигр" (Ek Tha Tiger).

Все, хватит! Остановиться невозможно, но надо. Теперь я понимаю, как возникли рассказки "Тысячи и одной ночи".. Мой катер уже зашел в Золотой Рог и причаливает к Эминёню. На берегу виден один из корпусов Стамбульского университета, стоящий прямо на берегу, его ярко-оранжевая крыша видна издалека.

 

На возвышенности - мечеть Сулеймание, место упокоения султана Сулеймана Великолепного и его жены Роксоланы, воспетой в поэмах и кинофильмах. Оба они похоронены рядом с этой мечетью. К ней примыкает университетский ботанический сад, в который, как уже упоминалось, из-за местных праздников я так и не попала. Во-о-о-н там, справа, его деревья немного видны..

На другой стороне - те самые галатские уличные кафешки, в одной из которых я познакомилась с Рокси.

Завтра я улетаю. Улетаю, увозя воспоминания о турецкой галантности и гостепреимстве. О непохожем ни на что турецком чае и восточных сладостях. О вкусной, любимой с детства, еде и легком, как поцелуй теплого ветерка, дующего со стороны Мраморного моря, белом турецком вине. О древней истории и современном сервисе. О темпераментных и общительных людях и разговорчивых, не боящихся людей, кошках. Я улетаю, но оставляю Стамбулу частицу своего сердца.

А это вам всем талисманы на счастье! Выбирайте любой

 

 

И еще несколько слов для завершения нашего путешествия. Это моя Соня. У нее тоже умный лобик, и он помечен печатью пророка - литерой "М".

Когда я вернулась домой, Соня, конечно, тут же высказала свое негативное отношение к моему, столь долгому отсутствию. Это видно по сердито поставленным ушкам и всей, такой выразительной, позе. А яблочный чай так и вообще был сразу же отправлен на пол. Короче говоря, получила я за свое поведение самый низкий балл.

Но потом, с удовольствием устроившись на дорогом шелковом бурсийской платке, выслушав мои рассказы о турецкий котах и кошках, посмотрев фотографии, сброшенные на компьютер, Соня смягчилась - ведь мы с ней очень-очень соскучилась друг по другу.

Устроившись у меня на руках, она обняла меня лапками за шею, замурлыкала - и я была прощена. До следующего путешествия, в которое занесет меня мой бродячий характер..

 

Prev

© 2002 - TopTropicals.com

Коммерческое использование материалов без нашего письменного согласия запрещено.
При использовании материалов ссылка на UKROP.info / TopTropicals.com обязательна.